Потребители все чаще жалуются на интернет магазины
В этом году всемирный день защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта пройдёт под девизом: "Право потребителей в эру цифровых технологий". По данным Минкомсвязи России аудитория российского интернета в прошлом году достигла 85 млн человек, а объем интернет-рынков с электронными платежами составил 2,27 трлн рублей или 2,8% от ВВП. По прогнозам Ассоциации компаний Интернет-торговли на 2016 год онлайн-продажи должны были достигнуть отметки в 900 млрд рублей. Наиболее востребована у россиян, например, на иностранных онлайн-площадках бытовая техника и электроника - 32% покупок. Следом идет одежда – 23,8%, обувь – 11,8%, косметика – 7,5% и автозапчасти – 7,1%. Чаще всего зарубежными интернет-магазинами пользуются жители Москвы (46%). Доля Санкт-Петербурга составляет 11,6%, а остальных городов – 43%. Более половина трансграничного рынка в деньгах приходится на Китай, четверть – на страны Европы, 12% – на США. Китай лидирует по количеству товарных отправлений в Россию, занимая долю в 90%.
При этом потребители все чаще жалуются на интернет-магазины: если в 2012 году было зафиксировано 3412 жалоб, то в прошлом году в 2,5 раза больше - 8765. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях за тот же период выросло в 2,3 раза до 404. "Потребитель в онлайн защищен не меньше чем в традиционной торговле, с добросовестными продавцами у покупателей проблем нет", говорит председатель Совета Союза прав потребителей Республики Татарстан Марс Исмагилов. По его словам, вопрос в мошеннических схемах которые используют недобросовестные продавцы. Например, в онлайн распродажах продают товар по завышенной стоимости. С этого года Союз потребителей России уже взял под контроль проведение массовых акций "киберпонедельник" и "черная пятница". Союз потребителей Татарстана рекомендует различать добросовестных продавцов и "темных лошадок": смотреть есть ли полные реквизиты организации на продающем сайте и проверять их базе ЕГРЮЛ на сайте налоговой службы.
В сфере электронной коммерции необходим целый комплекс организационно - правовых мер, призванных обеспечить эффективную защиту прав потребителей, в том числе в сегменте трансграничных сделок, говорится в проекте доклада «О национальной системе защиты прав потребителей». Основные направления: развитие информационной платформы для потребителей и информационной системы быстрого предупреждения об опасных товарах; создание и внедрение механизмов альтернативного внесудебного урегулирования споров в онлайн-режиме; разумное ограничение доступа к интернет-ресурсам, содержащим недостоверную информацию о продавце (исполнителе), товарах (услугах), внесение сведений об интернет-магазинах в торговые реестры